2018
23 декабря
2019
13 июля

Концерт PSY в Сеуле, All Night Stand

Начнем с предыстории. Впервые про Псая услышал в августе 2012 года во время просмотра ежегодного чемпионата по Доте 2. У песни Гангнам стайл тогда было «всего» несколько сотен миллионов просмотров, но к декабрю того же года она преодолела рубеж в миллиард, став международным хитом. Тогда еще вычитал, что у Псая в послужном списке было уже шесть альбомов.

2013 год. Заглянул на его канал вновь — тогда появился сингл Джентльмен. Тоже бомбический трек.

2018 год. В очередной раз вспомнил про Псая на рубеже лета и осени. И в этот раз меня унесло. Попалась куча концертных видосов, причем поиск на корейском выдавал куда более интересные результаты, в том числе любительские записи с полей. Вместе с этим был изучен официальный твиттер и инстаграм.

Самые вау-находки:

Самая проблема видосов по ссылкам выше — их сложно найти на даже английском. Про поиск на русском можно сразу забыть. Копировал отдельные корейские слова и вставлял в поисковую строку Ютуба.

В августе закончилась пора летних концертов. Спустя некоторое время для каждого города появлялась официальная минутная видеонарезка.

Понял, что хочу увидеть потрясающую корейскую публику вживую, подписался на твиттер Псая и стал ждать. Забегая вперед, отмечу, что стоило подписываться на инстаграм, так как у него он в разы активнее.

Обновление от 10 февраля 2019 года. Появилась полная запись самого активного концерта, который больше всего зарядил желанием оказаться среди корейской публики. Рекомендую моменты на 7:43, 8:45 и 47:10 — прыгает весь стадион, включая трибуны! Где еще такое увидишь?!

Анонс и покупка билета

13 ноября 2018 года перед сном — около двух ночи по Москве — решил проверить ленту твиттера, а там внезапный анонс.

Ни дат, ни цен, ни города. Только время старта продаж и адрес сайта, на котором будут продаваться билеты. Восемь часов вечера по корейскому времени — это 14:00 по Москве, то есть, уже через 12 часов, как раз когда у меня запись к стоматологу.

Наступает утро все того же 13 ноября. Появляются даты: 21, 22, 23 и 24 декабря. Интересное время начала — 23:42 по местному времени. Время окончания неизвестно. Локация — крытый гимнастический стадион. Поиск в Гугле ничего не дает — на английском буквально десяток результатов поиска, которые ведут на страницы-заглушки об артисте на сайтах американских билетных агентств со времен чеса на пике популярности Гангнам стайла.

В 14:00 стартовала продажа билетов, добраться до сайта после стоматолога смог только около 15:00. И что мы видим? Уже пустоватенько — всего несколько десятков мест осталось из тысяч, да и при выборе тех оставшихся сайт ругается на корейском. Хорошо хоть у сайта вообще была международная (английская) версия.

Пришлось овладеть навыком скоростного нажатия F5 и моментального выбора ячейки. Эдак с десятой попытки получилось урвать билет в самый ближний к сцене стоячий сектор. 145 000 вон — это около 9 000 рублей. Так-то конвертер валют вам может показать сумму меньше, но еще ж двойная конвертация валют, которая суммарно съест дополнительные 5–10%.

Получение билета только на месте проведения. Окей, потом разберемся как это сделать.

Условия возврата. У билета на танцпол порядковый номер 770. Что это значит? Простая формальность? Видимо, узнаю позже.

Предконцертная подготовка

В твиттере после анонса сохранялась полная тишина. Ближе к декабрю меня посетила светлая мысль «а не проверить-ка ли мне инстаграм?». Вот где оказалась вся движуха. Там и сводка о поле и возрасте купивших билеты, объявление о красном дресс-коде на концерт, примеры ожидаемого мерча, анонс, что все билеты распроданы, и прочая полезная инфа.

Все это хорошо, но хотелось бы подготовиться к песням. А какие будут исполняться? Тут обратился к видосам летних концертов и набросал десяток любимых и знакомых. Задача максимум была хотя бы эти десять припевов разучить. Для этого надо было научиться читать оригинал или найти такие версии, которые поддаются чтению без его знания.

Выяснилось, что существует романизация или кириллизация. В первом случае делается транскрипция текстов в латиницу, а во втором, соответственно, в кириллицу. С романизацией все плохо — она не предназначена для передачи звучания. В ней eo читается как о, eu читается как ы, s может читаться как с, так и как ш, и т.д. Сразу понял, что это не мой вариант, и отбросил ее. Кириллизацию читать элементарно, но с ней другая беда — текстов на кириллице исчезающе мало.

Проведем небольшую демонстрацию на примере припева песни 아버지 (отец).

Оригинал:

아버지 이제야 깨달아요
어찌 그렇게 사셨나요?
더 이상 쓸쓸해 하지 마요
이젠 나와 같이 가요

Романизация:

abeoji ijeya kkaedarayo
eojji geureoke sasyeonnayo
deo isang sseulsseulhae haji mayo
ije nawa gachi gayo

Кириллизация:

абоджи иджэя ккэда лаё
оджи кырохкэ сашёт наё
до исанн сыль сыль хэ хаджи маё
иджэн наоа катщи каё

Разница в простоте громадна. Включаем трек и поражаемся как легко подпевать по кириллице. Кайф же органично влиться в голосистую толпу, а не тихо тупить в сторонке.

Окей, выбрали кириллицу. Где ее взять, если песню никто не переводил? Сделать кириллизацию самому. Всего-то за день разучить простой корейский алфавит, по нему по буквам написать строчку за строчку на кириллице, а затем слушать песню, исправляя найденные в тексте ошибки. На скриншоте процесс изучения алфавита и весьма экзотичной раскладки клавиатуры. Пример собственной кириллизации двумя абзацами выше в припеве песни.

Изначальной цели с разучиванием десяти припевов не удалось достичь — меня хватило лишь на восемь.

После летних видосов было немало сомнений про фонтаны воды — как потом на улицу выходить? А какую обувь брать под танцевальную музыку зимой? Как вообще одеваться в канун рождества? И часов до трех ночи управимся?

Видосы рождественских концертов прошлых лет подсказали, что вода только на открытом воздухе, то есть летом. Фух. По обуви на концерт рекомендация прямо на странице покупки билета — кроссовки или что-то подобное. Остается непонятным как в кроссовках ходить зимой. По одежде официальную рекомендацию Гугл перевел как «трусы и полушубок» — прям как шерсть у льва в районе шеи —, то есть летняя одежда под низ и зимняя куртка сверху. Название шоу All Night Stand вселяет сомнения, что получится управиться до трех ночи. Формат не новый — Псай проводил подобные рождественские концерты в 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2011, 2010 и прочие годы. Однако, ни одного концерта нет в записи целиком, чтобы можно было понять все происходящее. Максимум на Ютубе найдутся отдельные песни.

Заблаговременно вспомнил как разминался дома за неделю до концерта Продиджи в 2016 году. Собрал примерный сетлист и пропрыгал его. Было очень похоже на прыжки на скакалке в течение 30–40 минут. На следующий день ноги ожидаемо отваливались. Еще через день полегче. Еще на день позже наступил кайф. Зато на следующий после их концерта день никаких болезненных ощущений. Для этого концерта повторил подготовку. Спойлер — она снова безупречно сработала, поэтому рекомендую всем попробовать подход.

День концерта

Вы прибыли к месту назначения. Крытый гимнастический стадион. Неподалеку отсюда был стол, на котором представлены все продаваемые товары (мерч). Самое удивительное, что около этого стола не было никого со стороны организатора. Посетители просто подходили, брали и рассматривали вещи, а потом возвращали их на место. Более того — в палатках по соседству бесплатно раздавали кофе всем 12 500 участникам концерта.

Теперь нужно получить бумажный билет в этом киоске, открывающимся за три часа до начала концерта. В момент фото остается уже немногим более часа до старта. Очереди по секторам, написанным на бумаге. Знать бы только что на них написано. Из крайней левой жестом отправили правее, из следующей еще правее. Пятая по счету оказалась нужной. Девушка пригласила рукой подойти к ней, нашла именной билет, сверила данные с паспортными и вручила конверт.

Заветный именной билет в конверте. К использовании имен еще вернемся позднее в этой заметке.

Теперь очередь на запуск. Группы не более 120 человек. На билете видно место номер 770 — это мне в очередь 721~840.

Как одеты люди в очереди уже заметили? Если нет, то вот товарищ пришел прямиком с летнего концерта. На улице -3°C, по ощущениям все -10°C. Ближе к утру будет еще холоднее. В зимней одежде немного прохладно, но летняя обувь по ощущениям самый раз.

Хм, так если каждый пятый в футболке и штанах или шортах, то где же они вещи оставили? В машине? Ну да, наверное.

Еще будучи в очереди, персонал попросил самостоятельно оторвать корешки от билетов. Странно. Было не по себе отрывать — вдруг не пустят? Но когда стоял постоянный хруст отрыва, то сомнений в правильности сего действия не оставалось никаких.

Начинают запускать. Проходим дальше и отдаем корешок билета. Что удивительно — никакого досмотра и металлодетекторов. Даже в билеты не всматривались. До зала остается буквально один поворот, но в зимних вещах не прикольно. В область зрения попадает сотрудник, у которого производится попытка выведать где тут гардероб. Ему на помощь приходит один из посетителей концерта, выступая переводчиком между английским и корейским. Оказывается, есть только платные камеры хранения на улице, а внутри стадиона гардероба нет. Бегом туда, пока шоу не началось. Высокий дядька-охранник с рацией открывает дверь, чтобы выпустить. Везде уже ограждения поставили и прекратили массовый запуск. Персонал у каждого ограждения подсказывал куда дальше бежать, чтобы добраться до камер хранения. Ура, нашлись. Новая очередь. Не пускают. Собирается человек пять персонала в попытке смущенно объяснить на английском, что все камеры хранения переполнены, и место закончилось. Окей, придется в зимних вещах заходить. Бегом обратно в зал. Снова надо отстаивать очередь. Но на повторный вход остались считанные сотни людей.

Снова сбор корешков от билетов. Упс, а взять-то их на выходе никто не догадался. Остается ждать в сторонке, чтобы попытаться объяснить ситуацию, когда основная масса народа пройдет. О, за дверьми знакомый персонаж с рацией. Попытка привлечь его внимание возымела эффект, и он вышел на улицу. Спросил у него можно ли нам войти, на что он собирающим билеты сказал нечто вроде «пропустите их». Ура, снова ближе к цели.

Кто-то остается в зимней одежде, но большинство, конечно, раздевается. Куда же деть вещи? Сбоку была замечена свалка пакетов (скорее всего после шопинга, в том числе мерчем) и разной одежды. Точно! Можно просто кинуть все теплые вещи на ограждение сбоку. Да хоть на пол. Так и одеться можно будет сразу после выступления. Еще и бесплатно. Паспорт внутри пальто? Да и фиг с ним.

Погасили свет, стало ярко видно весь купленный мерч. Начинается!

Понеслась.

Каждые песен пять стреляли зарядом конфетти.

Свет. Псай в этот раз выступал светорежиссером собственного концерта. Получился качественный рывок вперед по зрелищности, поэтому концерты прошлых лет теперь тяжело смотреть, ведь не покидает стойкое ощущение, что там света не было вовсе.

О, да.

Еще кадры разных песен.

Он улетел, но обещал вернуться спуститься.

Концерт закончился.

Что было исполнено. На каждую песню можно нажать и посмотреть видео. Сердечком отмечен самый смак.
Сет 1
  1. 챔피언 Champion
  2. I LUV IT
  3. I Remember You
  4. 내 눈에는 In My Eyes
  5. 나 이런 사람이야 I'm a Guy Like This
  6. Bird
  7. 오늘밤 새 All Night Long
Сет 2
  1. We are the One
  2. 나팔바지 Napal Baji
  3. The End
  4. DADDY
  5. 흔들어 주세요 Shake It
  6. 어땠을까 (feat. 헤이즈) What Would Have Been
Сет 3
  1. Right Now
  2. GENTLEMAN
  3. 아버지 Father
  4. New Face
  5. Dream
  6. 강남스타일 Gangnam Style
Сет 4
  1. 낙원 Paradise
  2. 걱정말아요 그대 Don't Worry
  3. 연예인 Entertainer
  4. 에술이야 It's Art
Encore 1
  1. Dance medley
  2. 기댈곳 Refuge
  3. Rock medley
  4. 마지막 장면 Last Scene
Encore 2
  1. 챔피언 Champion
  2. 강남스타일 Gangnam Style
  3. 언젠가는 Someday

После сетов 1, 2 и 3 были приглашенные местные звезды, которые исполняли 3–4 песни. Где-то в районе четвертого сета Псай сказал волшебную фразу энкор (на бис). Далее мы ее повторяли практически после каждой песни. Пример. И он выходил петь и танцевать еще и еще. Даже после тридцатой повторяли — и он снова вышел. Говорил минуту-другую что-то непонятное и совсем ушел.

Сколько же длился концерт? Изначально думал часа в три ночи уже лягу спать. Не тут-то было. Если взять тридцать песен Псая, прибавить десяток песен приглашенных исполнителей, умножить на какие-нибудь средние шесть минут, то уже выходит 40×6=240 минут или 4 часа! Оценка близка к действительности, потому что концерт шел с 23:45 до примерно 05:00. Откуда еще лишний час? Все исполнители немало болтали с публикой, особенно Псай. Он не раз вылавливал кого-нибудь взглядом на трибунах или танцполе, просил оператора показать человека на большом экране и вел с ним беседу. Остается загадкой о чем именно он говорил, так как навык понимания корейского на слух у меня отсутствует. Несколько раз он просил весь зал замолчать, а своего собеседника закричать изо всех сил — и кричавшего при этом было отлично слышно где именно в зале он находится. Пример. Также однажды на экране показывали людей в возрасте, посетивших концерт.

Официальная видеонарезка о концерте. Как тусили в 4:40 утра.

Во время одной из пауз на экранах показали много-много текста. Слайды каждые несколько секунд менялись. Сначала подумал титры с организаторами.

В определенный момент стало ясно, что это имена и фамилии присутствующих. У корейцев они суммарно из трех слогов. Последний слайд содержал имена на одной латинице. Буквально несколько десятков имен из 12 500 посетителей! Видео.

Посетители побежали занимать очередь в камеру хранения, чтобы забрать зимние вещи и утеплиться.

Все-таки здоровский оказался способ оставить вещи прямо в зале — не мерзнешь на улице после выхода. В летней обуви тоже комфортно оказалось дойти до дома, тем более квартира была арендована прямо через дорогу от места проведения, поэтому ноги за 15 минут никак бы не отвалились в -7°C.

Концерт и публика задали высочайшую планку по впечатлениям, которую неизвестно теперь чем превзойти. Поездка однозначно стоила того. Даже Раммштайн в Берлине так не принимали. Может потому что в Берлине прямо на площадке люди пили пиво, а в Сеуле всех снабжали кофе?

Собственные видео

Впервые записал на концерте пачку собственных видосов. Было пофиг на качество и стабилизацию — самому было интересно какой выйдет результат. Вдруг на память что достойное останется. Плюс актуально было записывать спокойные и неизвестные песни, все равно подпевать не мог. Записал в итоге десять видосов, из которых выделил бы всего один: 29-й трек из сета, где на экране сам себя заснял. Но смотреть лучше всего равно ту версию, что по ссылке в сете, так как она с нормальной стабилизацией и лучшим качеством.

Движущаяся дополнительная сцена.

Активные песни.

Рок-аранжировка хип-хоп песни.

Медляки.

Полет.

Полет завершился, а люди поют. Песня бородатых времен, плюс еще и кавер.

Бонусные материалы

Поделиться ссылкой